Российско-арабские планы на будущее: в Джидде подписаны первые контракты


В последние годы наблюдается значительный рост российско-саудовских политических, экономических и культурных связей, особенно в свете встреч на уровне руководителей наших государств. В конце октября в Джидде состоялся Второй Российско-саудовский бизнес-форум и прошла Вторая выставка российских товаров и услуг. В ходе выставки был подписан ряд контрактов и соглашений, в том числе – договоренность о сотрудничестве между Петербургским экономическим форумом и аналогичным форумом в Джидде - финансовой столице Саудовской Аравии.

Джидда – одна из наиболее авторитетных на Ближнем Востоке площадок для деловых переговоров и крупнейший логистический узел Саудовской Аравии. Только в порту за сутки отгружают 4 тысячи тонн товаров – это самый большой грузооборот на Красном море и в странах Персидского залива. Правительство страны хочет увеличить мощность до 14 тысяч тонн и сейчас ищет инвесторов. Гости из России интересовались не только условиями строительства, но и особенностями торговли: ведь порт Джидды – исламский.

«В Исламском порту Джидды правила для перевозчиков точно такие же, как и в других портах Саудовской Аравии или всего мира, - поясняет генеральный директор Исламского порта Джидды Захир Тахлави. - С инвесторами у нас отношения особенные – мы делим с ними не только доходы, но и риски. Иногда пополам, иногда порт берёт на себя 30%, иногда 70%, всегда по-разному. А что касается названия «исламский», так это для паломников: мы же морские ворота Мекки».

Паломничество россиян связано, скорее, с финансовой стороной. Джидда, точнее, её экономический форум – авторитетная на Ближнем Востоке площадка для деловых переговоров. Ближайшее собрание арабских бизнесменов в феврале. Привлечь сюда россиян руководство Петербургского экономического форума решило уже сейчас. На будущее подписали меморандум о взаимопонимании.

«Развивать контакты с этим регионом, с этим государством, которое для нас незнакомо, очень важно. Потому что здесь сосредоточены колоссальные финансовые средства, которые могут быть инвестированы в том числе в Россию», - считает первый заместитель генерального директора Фонда «Петербургский международный экономический форум» Дмитрий Михайлов.

Саудовская Аравия – второй после России экспортёр нефти и крупнейший в мире инвестор в иностранные экономики: общий объём вложений и инвестиций за границей оценивается иногда более чем в триллион долларов. Только на развитие инфраструктуры в самом Королевстве правительство в ближайшие 4 года выделяет около 30 миллиардов долларов.

«Если россияне, российские компании хотят работать на Саудовском рынке, нужно здесь присутствовать. А у нас присутствуют сегодня только крупнейшие компании: «ЛУКойл», «Стройтрансгаз», ещё ряд компаний среднего бизнеса. Для того чтобы знать рынок, нужно здесь работать», - уверена Татьяна Гвилава, директор Российско-арабского делового совета.

С наступлением финансового кризиса правительство Саудовской Аравии стало не только копить деньги, но и стимулировать потребление. Страну захлестнул поток импорта.

Рынок – в этом, пожалуй, вся суть Саудовской Аравии. Страна не производит практически ничего, кроме нефти, газа, да ещё знаменитых ковров. Американцы давно это поняли и поставляют в Королевство свои машины и оборудование. Индусы и китайцы завалили местные базары своим ширпотребом. Российских производителей арабы тоже рады бы видеть, но пока им остаётся только сожалеть, что бизнесмены из России рынок Саудовской Аравии недооценивают.

А вот арабы настолько заинтересованы в российских технологиях, что президент Исламского банка развития, который объединяет 56 мусульманских стран, даже прервал заседание совета директоров, чтобы лично приветствовать каждого участника российско-аравийского бизнес-форума. В России банк представлен скромно, лишь участвует в нескольких проектах в Татарстане и Башкирии. Полноценному присутствию мешает закон о коммерческих банках: в настоящее время работа полноценных исламских банков, которые не начисляют процент, в России невозможна.

«В Великобритании, Франции и многих других странах, не являющихся участниками Исламского банка развития, законодательные возможности для нашей работы были найдены. В Англии, например, мы создали не банк, а фонд развития, который работает на принципах исламской банковской системы. Мы давно готовы к расширению нашего присутствия и в России. Тем более, мы видим потребность российских бизнесменов в исламских финансах», - рассказал президент Исламского банка развития Ахмад Мухаммад Али.

Зарабатывают исламские банки не на кредитах, не на бирже, а на финансировании инфраструктурных проектов. Ведущие рейтинговые агентства считают такой принцип наиболее надёжным, а Европарламент официально признаёт риски Исламского банка развития нулевыми.

«Исламские финансы практически не задел мировой финансовый кризис. И то, что сегодня они имеют более 750 миллиардов долларов – это наилучший показатель стойкости, зрелости исламского банкинга», - оценивает влияние мирового кризиса на исламскую банковскую систему Станислав Янковец, старший советник президента – управляющий директор ВТБ Капитал.

Показатель работы россиян – инновационные технологии. Наибольший интерес арабов вызвала сувенирная продукция – объёмные лазерные изображения святынь ислама, строительство – будущий квартал небоскрёбов в Катаре, но успешнее всего оказались производители установок для опреснения воды. Контракт на поставку опытных образцов подписали прямо на форуме.

Источник: vesti.ru.