Из обзора внешней политики РФ

Президентом В.В.Путиным одобрен подготовленный МИД России Обзор внешней политики Российской Федерации. Поручение Министерству о подготовке такого комплексного анализа внешней политики страны было дано Президентом В.В.Путиным на совещании российских послов и постоянных представителей 27 июня 2006 года. Обзор и содержащиеся в нем рекомендации будут служить руководством к действию при проведении внешнеполитической линии на соответствующих направлениях.

В разделе «Ближний Восток и Северная Африка», в частности, говорится:

1. Регион Ближнего Востока и Северной Африки входит в сферу стратегических интересов России в силу геополитического, экономического, религиозного и других факторов. Наша основная задача на этом направлении состоит в развитии и укреплении взаимовыгодных связей со всеми странами региона. Военно-политическая и экономическая ситуация на Ближнем Востоке в значительной степени влияет на состояние мирового рынка энергоносителей и вооружений, положение дел в межцивилизационных отношениях. Регион обладает серьезным потенциалом импорта производимых в России товаров и технологий, а также ВТС.

По этим причинам плотная вовлеченность в ближневосточные дела представляется необходимым компонентом и важным инструментом обеспечения национальных интересов России.

2.В последние годы в развитии ситуации на Ближнем Востоке усилились негативные тенденции, общая ситуация в регионе крайне осложнилась, расширилась зона дестабилизации (Ирак, Ливан, палестинские территории, ситуация вокруг Ирана). В условиях неурегулированности арабо-израильского конфликта и продолжающегося силового вмешательства в дела региона внешних сил ответ на вызов модернизации обретает здесь форму распространения идей исламского фундаментализма. Эти идеи вызваны к жизни в том числе осознанием новых возможностей, которые появились у мусульманских стран и общин вследствие глобализации. Они связаны с быстрым увеличением общей численности и удельного веса приверженцев ислама, ростом совокупного богатства и могущества исламской цивилизации.

Наблюдается обострение отношений между суннитами и шиитами. После открытого вовлечения в конфликт с Израилем шиитского радикального движения “Хизбалла” в суннитских элитах арабского мира стали говорить о появлении “смычки” Иран-Сирия-“Хизбалла”-ХАМАС, якобы угрожающей дестабилизацией в регионе Персидского залива.

На этом фоне в странах Ближнего Востока и Северной Африки продолжается консолидация радикальных сил, что ведет к росту экстремизма, разрастанию угрозы терроризма и рисков, связанных с распространением оружия массового уничтожения. По своей сути современный исламский радикализм является деформированной и опасной, но предсказуемой реакцией на одностороннее реагирование США, которое фактически не встречает системного противодействия в условиях разбалансированности международной системы после окончания “холодной войны”.

В то же время эти тенденции не следует преувеличивать. Нельзя подыгрывать фундаменталистам, которые претендуют на представительство интересов всех мусульман. Тем более опасно давать “зеркальный ответ” на этот вызов. Нельзя исключать, что формирование в лице ислама образа врага имеет целью усиление консолидации, недостающей Западу для глобальной субъектности. Каким бы сложным ни был процесс возрастания веса и роли мусульманских государств в современном мире, в обозримой перспективе вряд ли реально формирование коллективного исламского фактора в глобальном масштабе.

3. “Ахиллесовой пятой” наших связей со странами региона является сравнительно небольшой объем и относительная узость торгово-экономического сотрудничества. Объем товарооборота с арабскими странами составляет всего 6 млрд. долл. Необходимо наращивать позитивную динамику, которая была задана недавним визитом в регион Президента В.В.Путина, по максимуму использовать заинтересованность регионалов в развитии деловых связей с Россией.

Рекомендация. Активизировать экономическую и энергетическую дипломатию на ближневосточном направлении. Эффективно использовать возможности Российско-арабского делового совета. Рассмотреть возможность создания финансово-промышленной структуры по развитию экономического взаимодействия на основе РАДС, включая привлечение Исламского банка развития. Способствовать развитию партнерских связей между бизнес-сообществами России и стран региона.